Состав Службы школьной медиации на 2020-2021 учебный год:
- Хамидуллина Л.Д., ЗВР,
- Салимова Г.А., библиотекарь,
- Бадретдинов К.Х., учитель физкультуры,
- Гимаева А.Д., председатель РК
- Григорьева Д., обучающаяся 11 кл.
Школьная служба медиации МБОУ «Старокутлумбетьевская СОШ» создана в декабре 2015 году. Служба медиации действует на основании действующего законодательства, Положения о школьной службе медиации. На сегодняшний день она состоит из взрослых: ЗВР, библиотекарь, педагог, родитель и 1 школьник ( учащийся 11 класса).
С целью организации деятельности школьной службы примирения были изучены методические рекомендации "Организация деятельности служб примирения в образовательном учреждении".
Медиаторами нашей школы создан стенд «Школьная служба медиации», на котором размещена вся необходимая информация для педагогов и учащихся по работе службы медиации. Также медиаторами изготовлен и начал свою работу почтовый ящик, куда учащиеся могут помещать записки с информацией о происходящих в школе конфликтах с целью их разрешения мирным путем.
Заседание школьной службы примирения проходит 1 раз в месяц. Выход на классные часы 1 раз в четверть. В ходе работы начал складываться опыт и понимание для чего служба нужна. ШСМ работает под девизом: «Шагай по жизни смело! Совершай добрые дела! Мир и радость людям ты неси! И в трудную минуту просто помоги!». Символом является руки – помнить, что всё в твоих руках. Разрешать конфликты. Договоры составлять. Мирно жить. Понимать, дружить, любить!».
Обучающиеся в школе уже знают о школьной службе. В трудную минуту, когда им кажется что мир к ним не справедлив, их мучают проблемы, они поругались или подрались, школьная служба медиации для них всегда готова организовать реабилитационную и профилактическую работу, способствующую восстановлению нормальных отношений в школьном сообществе, сдерживая подростков от проявления агрессии и насилия.
Целью деятельности ШСП является содействие профилактике правонарушений и социальной реабилитации участников конфликтных и криминальных ситуаций на основе принципов восстановительного правосудия. Деятельность ШСМ строится на следующих принципах: добровольность, конфиденциальность, нейтральность. Информацию о случаях конфликтных ситуаций ШСМ получает от учащихся и педагогов. Служба медиации самостоятельно определяет сроки и этапы проведения программы в каждом отдельном случае.
Координатор ШСМ (по приказу директора школы) организует деятельность службы, проводит работу с педагогическим коллективом, родителями, привлекает учащихся; в сложных случаях проводит восстановительные программы; сопровождает учащихся в разрешении конфликтных ситуаций; организует и проводит поддерживающие мероприятия для участников ШСМ.
Координатор ШСМ проводит тренинги и занятия с юными медиаторами, так же обсуждаются школьные конфликтные случаи, пути их разрешения.
Школьная служба медиации взаимодействует с органами и организациями системы профилактики безнадзорности и правонарушений, опеки и попечительства, дополнительного образования, КДН и ЗП.
Классные часы: «Что такое толерантность»,«Семейные традиции»,«Выбор за тобой», «Добро и зло»,»Я и мой мир», «Если в семье конфликт», «Моя семья», «Правда и ложь», «Будь справедлив в словах и поступках» и др.
Родительские собрания: «Право ребёнка на защиту», , «Права и обязанности детей и родителей», «Если в семье конфликт», «Агрессивные дети. Причины и последствия», «Ваш ребёнок взрослеет» «Нравственные аспекты здоровой семьи ».
Беседы с обучающимися: «Уважай старость», «Права ребёнка», «Права и обязанности подростков», «Поведение в общественных местах», «Я волонтёр», «Общественные дела – путь к взаимопониманию», «Я и мой мир», «Чтобы радость людям дарить, нужно добрым и вежливым быть!»
Анкетирование среди учащихся с целью выявления случаев жестокого обращения.
Теоретические занятия по методам работы с участниками конфликта по выяснению их чувств и потребностей. Основным методом работы является беседа, в процессе которой мы должны установить доверительный контакт с собеседником. Во время беседы ведущие используют метод активного слушания. Сопереживание - это умение на время почувствовать то же, что чувствует другой человек. Отличается от сочувствия, при котором мы идентифицируем себя с другим человеком, который после этого считает, что мы на его стороне.
В процессе организации деятельности школьной службы медиации были выявлены следующие проблемы:
1. Специалисты и обучающиеся, входящие в состав школьной службы медиации не проходили специального обучения по медиативной работе, что затрудняет качественную деятельность в данном направлении.
2. Сложности в определении случаев, которые могут относиться к работе службы медиации.
3. Но пока остаётся проблема- нежелание или скорее недоверие со стороны учащихся и родителей к ШСМ. Некоторые видят в ней некую несерьёзность.
В целом, с появлением в нашей школе СМ число конфликтных ситуаций значительно сократилось, удаётся решить проблему в пределах ОУ. Немало важную роль здесь играет сотрудничество школьной службы медиации и школьного совета профилактики правонарушений, а также с другими комиссиями и органами.
Конвенция о правах ребенка
Статья 12 - право свободно выражать собственные взгляды по всем вопросам, затрагивающим ребенка.
Статья 13 - Ребенок имеет право свободно выражать свое мнение.
Статья 28 - право ребенка на образование… школьная дисциплина поддерживается с помощью методов, отражающих уважение человеческого достоинства ребенка.
Статья 29 - образование ребенка должно быть направлено на развитие личности, талантов и умственных и физических способностей ребенка в их самом полном объеме, воспитание уважения к правам человека и основным свободам
Основные направления деятельности школьных служб примирения:
- создание психологического комфорта всем обучающимся, оказавшимся в конфликтной ситуации;
- предупреждение повторных правонарушений;
- защита прав участников образовательных отношений.
ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012г. N 273
- Ст.2 п.2 нормативное определение воспитания как деятельности, направленной на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства.
- Ст. 3. Основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования, п.3: гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования;
- Ст. 12. Образовательные программы. п.1. Образовательные программы определяют содержание образования. Содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивать развитие способностей каждого человека, формирование и развитие его личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями.
Деятельность служб школьной медиации заключается в:
- разрешении конфликтов, возникающих в ОУ;
- проведении просветительской работы среди педагогов и родителей;
- предотвращении конфликтов;
- обеспечении формирования и обучения «групп равных» (групп детей для обучения процедуре медиации);
- координации действий участников «групп равных» по распространению знаний и основ позитивного мышления;
- обеспечении помощи при разрешении участниками «групп равных» конфликтов между сверстниками;
использовании данного подхода в рамках работы по профилактике безнадзорности, наркомании, алкоголизма, табакокурения, правонарушений несовершеннолетних; с детьми и семьями СОП; по воспитанию конструктивного мышления.